воскресенье, 3 января 2016 г.

Музей эстонской фотографии в Таллине

Со второй попытки я-таки посетила Музей фотографии (Fotomuuseum) в Таллине! Располагается он за зданием ратуши (ориентир для местных - здание городской тюрьмы!) по адресу Raekoja 4/6.

Хотите попасть в таллинский Музей фотографии? Тогда вам направо с улицы Kullassepa 
Городской музей фотографии работает по ленивому графику с 10.00 до 17.30 (причем после 17.00 двери на вход закрывают) и закрыт по вторникам. 
Моя подруга-фотограф говорит, что "в советские годы Прибалтика была самой продвинутой в плане фотографии, там даже снимали эротику!". Как человек, ничего не знающий (пока!) об эстонском искусстве, была удивлена и заинтригована, что самым старым экспонатам таллинского фотомузея "150 лет", как написано на официальном сайте музея. Хм, значит, 150 лет тут как-то жили и что-то делали фотографы...

На заре фотографии художники носили с собой блокноты,
куда записывали адреса хороших мест для съемок (актуально для камер размером с маленький шкаф!) и мысли про удачные ракурсы.
Меня немного позабавило описание экспозиции на русском языке в первом зале фотомузея. Если в двух словах, то там написано: "Музей наш маленький, раритетами похвастаться не может (хотя по одному экземляру редких дагерротипов, амбротипов и ферротипов мы вам найдем), а первые эстонские фотографы по происхождению были немцами и русскими".

Это не глюк! Лица людей с портретов действительно частично цветные. Первые фотографии раскрашивали вручную.
Сначала эстонские фотографы снимали кабинетные портреты и миниатюрные визитки (франц. "cartes-de-visite"), затем появилась репортажная и уличная съемка. 

Первые эстонско-эстонские фотографы - братья Ганс и Ян Кристины - делали шуточные первоапрельские фотооткрытки (с помощью комбинированной съемки).
Авторство старинных фотопроизведений часто было сложно установить, т.к. когда у фотостудии менялись хозяева, менялись и подписи к фотографиям. Негативы жили дольше, чем их создатели-фотографы.
Чтобы изображение на портрете было резким, голову модели фиксировали. Вот почему старинное кресло для фотомодели чем-то похоже на пыточное. 
Символ таллинского фотомузея - раскрашенный портрет девушки в натуральную величину.


На первом этаже музея висят негативы.



В городском музее фотографии воссоздана темная комната (для проявки и дорисовки фото) начала 20 века.

Голограмма мечтательного лемура
Первый диплом эстонского фотографа
Некоторые эстонские художники уезжали учиться фотографии за рубеж. Например, в Санкт-Петербургское фотографическое общество.

Фото: Йоханнес Мюльбер, фотолюбитель

В таллинском фотомузее собраны работы не только матерых художников, трудящихся в личных студиях, но и простых фотолюбителей. Некоторые фотографы снимали семьями. Например, Уолтер Лемберг научил фотографии свою жену Эви, про талант которой в описании экспозиции говорится: "Даже ее фотографии на паспорт были красивыми".


Если по натуре вы больше технарь, и читать жизнеописания эстонских фотографов вам скучно, идите сразу на второй этаж: там собрана куча техники - от гигантской репрокамеры до легендарного миниатюрного фотоаппарата MINOX.  
Первые объективы напоминают сегменты водосточной трубы, но стоят в миллион раз дороже.

Эстонская гордость - миниатюрная камера MINOX
Кубок "Больше надежды" (англ. "The Good Expectations Cup") - престижная награда таллинского фотоклуба
То самое место, где фотографы прячут "птичку"
В таллинском фотомузее можно сделать селфи с Луной.
Коврофон

Как гуманитария, меня больше тронули историй про эстонских фотографов, т.е. не чем они снимали, а как и ради чего. Например, фотограф и редактор Карл Сарап опубликовал серию фотооткрыток с красивейшими видами Эстонии и подписал их именем своей жены

Фотограф Карл Сарап. Автопортрет с кошкой.
Такое посвящение в искусстве встречается и в работах первых эстонских фотографов-женщин (Во время моего посещения музея экспозиция их работ проходила в закутке на втором этаже).
Вход в зал с временными экспозициями на втором этаже таллинского фотомузея. Добро пожаловать в фотоаппарат!
Фото: Анна Кукк.
Первые эстонские фотографини снимали близкие их женским сердцам темы: туфельки, мужей, детей, свою семью... Можно сказать, что они развивали искусство фотографии через образ себя и своих близких.



Фотографини выставили на обозрение миру собственное интимное пространство - свой семейный очаг - и переплавили в нем каноны нравственности тех дремучих лет, когда даже фотография двух полностью одетых людей в спальне считалась неприличной.
Эстонский фотограф Лидия Тарем с мужем около елки.
Лидия Тарем с мужем. Кто бы мог подумать, что это фото в Эстонии 1940-х годов сочтут неприличным?

От людей одетых к людям раздетым. На нулевом этаже таллинского фотомузея проходила выставка работ эстонского фотографа Айна Кимбера, снимающего в жанре ню. В советские годы! Вот вам и эротика :)

В подвале таллинского музея фотографии проходят временные выставки.





Говорят, что летом фотомузей Таллина размещает часть экспозиции во внутреннем дворике. Не совсем представляю, где это может быть, но предлагаю вам следить за мероприятиями Городского музея фотографии на эстонской версии сайта и на официальной страничке музея в Facebook.

Читать далее:

В предыдущих сериях:

comments powered by HyperComments