понедельник, 27 июня 2016 г.

Берлинское метро и электрички: сойти с ума, но не с пути

Берлинской транспортной системы я боялась заранее... Моя сестра съездила в Берлин на выходные два года назад и за 2 дня так и не разобралась, где купить билет. Чтобы упростить себе жизнь, моя сестра каталась "зайцем", а потом оптом заплатила за все поездки, когда по пути в аэропорт ее поймал контроллер.


Чтобы успокоить меня, друзья говорили мне про берлинский транспорт разные вещи (которые оказались вопиющей неправдой). Например:

  • В берлинских электричках станции объявляют на английском - Брехня, их на немецком-то не всегда объявляют;
  • Название следующей станции будет понятно написано в вагоне или на самой станции - Тоже брехня: экранов с названием следующей станции в вагоне нет почти никогда;  схему метро и поездов s-bahn я видела в вагоне только 1 раз на потолке (самое очевидное, конечно, место!); названия станций написаны только на стене на платформе, а на колонах и где-либо еще их нет.
  • В Берлине легко ориентироваться с приложением от транспортной компании BVG. - Это при условии,что у вас есть в Берлине мобильный интернет, и что вы понимаете немецкий, потому что все названия станций нужно вводить на немецком (умляуты, привет!). С местным wi fi приложение зависает так, что его практический смысл сводится к нулю.

Сначала о грустном или "Могу же я поныть!"

Ориентирование на местности для меня осложнялось не только незнанием немецкого, но и тем, что с самого моего приезда в Берлине стояла адская жара. Чтобы вы понимали: "адская жара" - это когда температура воздуха в 8 утра уже 30 градусов а в любимом Питере дождики и +12.
Берлинская транспортная система - не для людей, хотя и спроектирована очень логично. Она не понятна на интуитивном уровне и чрезвычайно запутана. Живой пример неработающего UX (даже скорее сервисного дизайна). 
Мне кажется, что берлинское метро делали программисты, и до сих пор с пеной у рта они спорят, почему это кому-то такая логичная система может быть неудобной. Неудобной и непонятной, а еще не особо красивой (хотя это уже вкусовщина!).

Воплощение идиотизма с берлинским транспортом (о котором далее в красках) - это кнопка для открытия дверей - как со стороны вагона, так и со стороны платформы. Не успел нажать, или кнопка залипла (бывает), - не судьба тебе сесть или выйти. Сам виноват!


Покупка билета в берлинском метро: "сложно о простом"

Автоматы по продаже билетов в Берлине - это отдельная грустная песня. Они хоть и имеют англоязычную версию, но чуть что переходят с пользователем на немецкий. Подсказок, какой билет вам нужен и в каких транспортных зонах, при покупке билета нет (а раздел "Информация" тоже перепрыгивает на немецкий, а также грузится так долго, что очередь готова вас убить).

Кроме того, автоматы бывают 2 типов: мне даже на Центральном вокзале Берлина сказали не подходить к красному автомату (хотя я уже подходила и ничего не поняла)), а идти только к желтому автомату, причем именно на платформе нужной мне станции. Этот прикол я до сих пор не понимаю!

Помимо этого, берлинские автоматы по продаже билетов не принимали 3 из 3 моих банковских карт: ни visa, ни mastercard, ни дебетовую, ни кредитки. Сосед по очереди терпеливо ждал, пока я опробую все 3, а потом "обрадовал" меня замечанием, что, наверное, мои карты не работают, потому что я из России.

К слову, если платить за билет наличкой, автомат тоже тупит: то у него не оказывается сдачи, то он не считывает и выплевывает единственную купюру.

Мало того, что билеты не продаются нигде, кроме ужасных автоматов, где они продаются через раз, так еще эти билеты надо активировать, и именно штамповать на станции отправления. Это написано только на самом билете - мелкими английскими буквами под большими немецкими. После активации  билет действует 2 часа, а дальше - снова изобретать велосипед и покупать новый билет.

Штрафы в берлинском метро

Даже билет на 1 день надо активировать, иначе - штраф. Контролеры ходят редко,но метко:проверяют вечерние поезда и главные станции. Говорят, с ними в Берлине любой турист рано или поздно встретится.

Штраф в берлинском метро сейчас 60 евро. Если вас поймал контролер,у вас 2 опции: либо заплатить 60 евро ему на руки сразу, либо показать паспорт и отметиться в немецкой городской полиции как преступник, что плохо для следующих шенгенских виз и что не избавит вас от уплаты штрафа, но позже.

И в любом случае (не купили ли вы билет или не активировали его) вам придется сойти вместе с контролером на ближайшей станции и разбираться,поэтому про план успеть (хоть на улетающий самолет) вы можете в Берлине забыть.

После того, как накатаешься по берлинскому метро, и правда можно стать панком. Злость уйдет, и всё станет глубоко пофиг.

Автобусный вокзал ZOB в Берлине

Находится не там же, где Центральный вокзал Берлина (Hauptbahnhof), а на станции S-поезда "Berlin Messe".

Указателей на улице нет, да что там - на самом автовокзале даже нет вывески, что это вокзал! Ориентиром может быть для вас башня отеля Ibis.

На самом автовокзале на платформах (по крайней мере, у перевозчика FlixBus) указаны на светящихся табло не города назначения (!), а названия вокзалов (!!) в этих городах (ищите название вашего вокзала мелким шрифтом на билете).

Как быть?

  • подключить мобильный интернет и установить мобильное приложение BVG.
  • выучить немецкий :) Или установить приложение-переводчик в телефон.
  • купить пачку билетов заранее и активировать их перед поездкой.
  • записать в телефон номера берлинских такси.
  • остановиться в районе Митте и пытаться везде ходить пешком,пока сил хватает.
  • взять на прокат велосипед и не связываться с этим всем.
  • в особо критичных случаях дойти до Центрального вокзала, вздохнуть и пройти маршрут до платформы ножками.
  • если вам нужен автобусный вокзал ZOB, советую вам приехать минимум за полчаса до отправления: 15 минут вы будете искать нужную вам платформу и дергать сотрудников вокзала и еще 15 минут - стоять в очереди и грузить чемоданы в автобус.
  • вынуть всю душу из человека за информационной стойкой на Центральном вокзале и взять у него распечатку самых важных для вас маршрутов с указанием номеров и типов поездов и платформ. Это вам поможет несильно,зато морально станет легче. Вы сделали всё,что могли. 
comments powered by HyperComments