вторник, 25 октября 2016 г.

"Открытая карта": Цех X1 и Музей стрит-арта в Петербурге

В середине октября в Петербурге состоялся очередной фестиваль городских экскурсий "Открытая карта", и я отправилась в Музей стрит-арта. Причем не просто в музей, а на действующий завод (слоистых пластиков) и в ту часть музея, куда пускают редко - Цех X1.




Добраться до Музея стрит-арта легче всего от Финляндского вокзала, откуда до Шоссе революции, д.84 ходит несколько автобусов и маршруток. Ехать, правда, долго, и на месте - фиг найдешь. Вокруг остановки - пролетарские просторы и скандинавские названия.


Ориентироваться лучше по полосатой заводской трубе и красным морским контейнерам с надписью "SAM":



Музейные "ворота" - проходная и - поклон Бэнкси - сувенирная лавка, где можно купить толстовки, футболки и кепки с граффити из музейной коллекции.


В рамках "Открытой карты" на территорию музея нас провела экскурсовод, предварительно сверив фамилии в списке. Чтобы попасть на заводскую территорию и в музей, нужно показать паспорт.


В Музей стрит-арта лучше идти с экскурсией: тогда есть гарантия, что вас пропустят и не придется любоваться уличным искусством за забором. Во время "Открытой карты" нас провели не просто на территорию завода, а в эксклюзивный Цех X1 - заброшенное помещение, отданное "на растерзание" уличным художникам.




Уже по фасаду Цеха X1 видно острую социальную тематику: корабли африканских беженцев плывут в Европу за лучшей долей.

Первая массовая выставка в Музее стрит-арта прошла в 2014 году, и тоже была посвящена масштабной теме - войне. Называлась она "Повод к миру" (Casus Pacis). Изначально выставку задумывали к столетию с начала Первой мировой, но потом в связи с Украиной концепт пересмотрели.


Как и положено уличному искусству, когда выставка Casus Pacis закончилась, работы закрасили На сайте теперь вообще порнохаб. У граффити всегда есть свой срок.


На входе в Цех X1 посетителей встречают зловещие черные зайцы.


В отличие от таллинских сквотов, в Цехе X1 никто не живет, поэтому и бытовое удобство тут отсутствует как жанр. Вокруг - стены, дыры и ямы. Зазеваешься - упадешь. Пыль мешается с краской. Вы здесь не в Эрмитаже.



Впрочем, в одном из залов мне удалось напасть на след творца: баллончики были аккуратно расставлены, и рядом лежала цветовая схема (да, чтобы набомбить картину, тоже можно работать по эскизу): 


Стрит-арт художника от увлеченного хулигана отличает подход. Художник больше внимания уделяет качеству, а не процессу. Впрочем, грань достаточно тонкая. Лазать по крышам, бомбить поезда и драться с охранниками - неотъемлемая школа для уличных Пикассо. 


Нарисовать граффити в Цехе X1 может любой. 


Местами Цех X1 напоминает свалку.




Граффити могут быть как злободневными, так и весьма ванильными. 


Или коммерческими. Но тогда это уже не уличное искусство.


Мультяшные персонажи часто становятся героями уличных граффити. Их бомбят не только подростки. "Динозавры"тоже иногда ностальгируют.



Через дырку в стене можно было подсмотреть, как рабочие отливают пластик.



Вариации на тему традиционного искусства

Иногда граффити прорисовывают ручкой.
Экскурсовод порхнула как ни в чем ни бывало в следующий зал, за ней потянулась толпа экскурсантов, и тут мне стало страшно....


Прямо на полу в зале были окна, без стекол, и сквозь них проглядывал нижний этаж. Некоторые люди подходили прямо к краю и заглядывали внутрь, а я шарахалась по стенкам, потому как боюсь высоты.



Для безопасности за народом ходил охранник, однако во время экскурсии мне показалось, что свалиться в такое "окно" очень легко, а охраннику важнее лишь выпроводить экскурсантов из зала. 






В последних залах было темно даже днем.









В конце прогулки по Цеху X1 экскурсовод назвала несколько источников, где можно почитать, а больше - посмотреть на тему стрит-арта: например, порталы Vivacity.ru и "Экосистема". Об уличном искусстве мало пишут: чаще это фотокниги и визуальные проекты.



После экскурсии я зашла в другой, более цивильный павильон музея рядом со входом. Там проводят фотовыставки, читают лекции и показывают кино. Это единственное место, где есть горячие батареи и туалеты. 




Разница между уличным искусством и обычными граффити еще и в том, как художник использует окружающее пространство, как вписывает работу в контекст. Например, меня потряс масштаб этой работы на входе в музей: 

Объект выставки "Через границы/Сквозь ограничения" - работа "Непонятное". Художник: Кирилл Кто. 
Я благодарна организаторам "Открытой карты" за возможность узнать больше об уличном искусстве как жанре, а также воочию убедиться, что заводы могут быть красивыми, и что союз промышленников с художниками возможен.
comments powered by HyperComments